Публикация подготовлен апо материалам статьи: А.В. Абрамчук, В.Н. Лукашевич. Оценка эффективности режимов республиканских заказников для сохранения лесных биотопов // Флора и растительность в меняющемся мире: проблемы изучения, сохранения и рационального использования, материалы II Международной научной конференции, г. Минск, 24-27 сентября 2024 года / Институт экспериментальной ботаники им. В.Ф.Купревича НАН Беларуси. – Минск: ИВЦ Минфина, 2024. С. 293 – 299. С изменениями и дополнениями на 01.01.2025 года.
Введение. Создание охраняемые природных территорий (ОПТ), в настоящее время, является ключевым подходом к сохранению биологического разнообразия. В соответствии с Куньминско-Монреальской глобальной рамочной программой в области биоразнообразия, увеличение площади ОПТ рассматривается как один из основных механизмов для предотвращения глобальной деградации биоразнообразия. Однако, собственно создание охраняемой природной территории (придание статуса ОПТ) как и их общая площадь, сами по себе, не являются достаточно объективными показателями характеризующими эффективность системы охраны природы в контексте сохранения биоразнообразия. Немаловажным аспектом является эффективность функционирования ОПТ. Чаще всего под эффективность функционирования ОПТ понимают эффективное управление такими территориями. Существует ряд методик (инструментов) для оценки эффективности управления ОПТ (Rapid Assessment and Prioritisation of Protected Area Management (RAPPAM), Management Effectiveness Tracking Tool (METT), Spatial Monitoring and Reporting Tool (SMART) и другие). Однако, по моему мнению, оценочные параметры большинства используемых методик являются субъективными и в значительной степени зависят от индивидуальных взглядов, опыта и компетенций респондентов. Я предлагаю несколько иной подход. Оценивать не эффективности управления, а эффективности существующего природоохранного режима, установленного юридически на ОПТ.
Материалы и методика.
Ключевой угрозой для лесных биотопов, также как и для значительного числа лесных видов, в контексте хозяйственной деятельности человека, является лесохозяйственная деятельность, в частности рубки леса. Таким образом, сохранение лесных биотопов и лесных видов, в естественных лесных природных экосистемах, будет зависеть, прежде всего, от наличия или отсутствия тех или иных ограничений на рубки леса. Как в Беларуси, так и в других странах Европы, для разных видов ОПТ существуют различные ограничения на рубки леса. Такими ограничениями может быть полный запрет рубок, например как в заповедниках и заповедных зонах национальных парков в странах бывшего СССР, иди core zone биосферных резерватов и в резерватах строгой охраны. Другой полюс – полное отсутствие таких ограничений или наличие минимальных, например, только на сплошные рубки леса. Последнее характерно для абсолютного большинства других категорий ОПТ (не указанных выше), таких как: национальные парки вне заповедной зоны, заказники, ландшафтные парки, природные парки, территории охраняемого ландшафта, территории Natura 2000 и др.
Базовые, то есть минимально необходимые, требования для охраны лесных биотопов, отражены в действующих национальных правовых актах (ТКП - Правила выделения и охраны типичных и редких биотопов, типичных и редких ландшафтов). К таковым, по отношению к биотопам, относится, прежде всего, запрет на проведение всех видов рубок. Таким образом, в контексте требований действующего законодательства, минимально необходимым режимом для сохранения типичных и редких лесных биотопов, то есть базовым уровнем охраны, является запрет на проведение всех видов рубок (с некоторыми исключениями).
В данной работе, мы проанализировали действующие для заказников ограничения и запреты, установленные как Законом о ООПТ, так и Положениями о заказниках, касающиеся рубок леса. На первом этапе, анализ коснулся ограничений и запретов рубок леса, установленные облигаторно Законом об ООПТ. К сожалению, Закон об ООПТ, для заказников, облигаторно, не обеспечивает необходимый базовый уровень охраны для лесных биотопов и большинства лесных видов. В соответствии с данным законом, на территории всех заказников, запрещаются только сплошные рубки главного пользования, что недостаточно для обеспечения сохранности лесных биотопов и большинства лесных видов животных и растений.
На втором этапе, для оценки эффективности действующих режимов охраны заказников установленных Положениями о заказниках, были проанализированы все Положения о заказниках и, исходя из содержания каждого из них, составлен общий список ограничений и запретов, касающихся рубок леса. Затем, непосредственно проанализированы режимы запретов. Показатель, характеризующий режим охраны, устанавливаемый Положением о заказнике, мы назвали индексом дополнительной охраны (далее ИДО). Подчеркиваю, в данном случае речь идет об ограничениях и запретах касающихся рубок леса.
Учитывая разнообразие нюансов ограничений и запретов, установленных в группе с ИДО «D», для неё был проведен дополнительный анализ с целью определения доли территории (% от площади заказника), охваченной дополнительными ограничениями и запретами рубок. Для повышения точности оценки и удобства интерпретации данных, для группы с ИДО «D», была установлена дифференцированная шкала оценки, от наименьшей площади заказника к наибольшей, охваченной дополнительными ограничениями и запретами. Где ИДО «D1» – дополнительные ограничения и запреты установлены на менее чем на 10% площади заказника; ИДО «D2» – от 10 до 30%; ИДО «D3» – 31 – 50%; ИДО «D4» – 51 – 70%; ИДО «D5» – 71 – 90%; ИДО «D6» – более 90%. Следует также отметить, что, в группе ИДО «D», присутствуют разные по содержанию ограничения и запреты. Как относительно жесткие такие как – запрет на проведение все видов рубок, так и весьма мягкие – например, запрет на отдельные виды выборочных или других видов рубок. Поэтому, также была проведена оценка характера (режим) ограничений и запретов, установленных в этой группе. Здесь, так же, как и ранее, существующие ограничения и запреты, были сгруппированы и оценены в соответствии с критериями ИДО (ИДО: «DA» «DB» «DC»). Где «D» – обозначает что ограничения и запреты установлены на части территории заказника, а «A» - группа ограничений и запретов (см. выше). То есть ИДО «D1А» означает, что не более чем на 10% территории заказника положением о заказнике запрещены все виды рубок, в том числе с исключениями. ИДО «D4В» означает, что на 51-70% территории заказника установлены запреты на все РГП, а также все РГП плюс рубки обновления и/или переформирования ландшафта и тд. Таким образом, более детальный анализ группы с ИДО «D» не только достаточно точно показывает долю (процент) от территории заказника охваченную ограничениями и запретами по рубкам, но и отражает режимы, установленные этими ограничениями и запретами. ИДО были определены для всех заказников.
Рисунок 1. Республиканские заказники с Индексом дополнительной охраны (ИДО).
Файл Pdf в лучшем разрешении:
ООПТ с ИДО итог.pdf (3,9 МБ)
Для того, что бы более точно оценить эффективность природоохранного режима заказников непосредственно для сохранения лесных биотопов, для заказников с ИДО «D» мы дополнительно сравнили долю (%) территории заказника представленной охраняемыми лесными биотопами и долю (%) территории заказника, охваченную ограничениями и запретами на рубки леса (ИДО «D1» – «D6»). Для определения площади лесных биотопов в пределах заказников использовались данные ресурса https://natura2000.eea.europa.eu/Emerald. В соответствии с публикацией «Интеграция принципов Изумрудной сети в систему и схемы охраны окружающей среды на территории Беларуси» (Зеленкевич и др, 2022), информация, касающаяся биотопов, на данном ресурсе, была обновлена и уточнена в 2021 году коллективом авторов из Институт экспериментальной ботаники имени В. Ф. Купревича Национальной академии наук Беларуси, Белорусского государственного университет и Гродненского государственного университет имени Янки Купалы. То есть ее достоверность подтверждена специалистами НАН Республики Беларусь. Учитывая, что площадь некоторых объектов Изумрудной сети не совпадает с площадью заказников, для повышения точности оценки, в данной публикации, мы анализировали данные только для тех заказников, являющихся объектами Изумрудной сети, площадь которых в границах заказника и объекта Изумрудной сети совпадает не менее чем на 90%.
Результаты и их обсуждение.
Всего оценкой было охвачено 54 республиканских заказника с общей площадью 808 486 га, что составляет 86% от общей площади республиканских заказников. В границах данных заказников выделено около 270 тыс. га охраняемых биотопов лесов, что составляет, в среднем, 33% от площади заказника. Однако данный показатель значительно отличается, и может составлять от 1,3% (заказник «Простырь», что объясняется небольшлй пдощадью лесов в этом заказнике) до более чем 70% (заказники: «Новогрудский», «Свитязянский», «Бабиновичский», «Котра», «Красный Бор» и др.).
Как указывалось выше, Закон о ООПТ, облигаторно устанавливает на территории заказников только запрет на проведение сплошных рубок главного пользования. Безусловно, данный запрет является очень важным, так как именно сплошные рубки являются наиболее природоуничтожительными для лесных экосистем и видов, однако не является достаточным для сохранения участков типичных и редких лесных биотопов. Подчеркну еще раз – требования Закона о ООПТ, облигаторно, не обеспечивают сохранения редких и типичных лесных биотопов в границах республиканских заказников.
Анализ Положений о заказниках показывает, что в рассматриваемой группе ООПТ, как впрочем и среди всех республиканских заказников, нет объектов с ИДО «А» – когда положением о заказнике запрещены все виды рубок, в том числе с исключениями (например – кроме сплошных санитарных рубок, выборочных санитарных рубок, уборки захламленности и некоторых других) на всей территории заказника. Данный режим охраны является максимально близким к базовому уровню охраны, установленному для биотопов лесов, но ни для одного из республиканских заказников такой режим на всю территорию заказника не установлен.
Рисунок 2. Число и площадь республиканских заказников с различными ограничениями установленными Положениями о заказниках (ИДО «0» «B», «C» «D»).
Для 12 заказников с общей площадью 83 340 га ИДО равен «0», то есть дополнительные ограничения и запреты, положением о заказнике не установлены. Для двух заказников, с общей площадью 15 174 га ИДО равен «С». Для семи заказников с общей площадью 10 411 га ИДО равен «В». ИДО групп «0», «В», «С» не обеспечивают базовый уровень охраны для лесных биотопов. То есть существующий природоохранный режим данных заказников не обеспечивает сохранения охраняемых биотопов.
Рисунок 3. Число и площадь республиканских заказников в группе с ИДО D.
Подавляющее большинство изучаемой группы заказников (33 территории) имеет ИДО «D», то есть для их территории ограничения и запреты установлен на отдельных участках. ИДО «D1» имеют 14 заказников с общей площадью 237 911 га. При этом, в среднем, площадь охраняемых лесных биотопов в заказниках этой группы занимает более 30% от площади заказника. То есть существующий, для этих заказников, природоохранный режим, может обеспечить сохранение не более 1/3 охраняемых биотопов. ИДО «D2» имеют 10 заказников с общей площадью 126 250 га. В среднем площадь охраняемых лесных биотопов в заказниках этой группы составляет более 39 % от площади заказника. Существующий природоохранный режим, заказников этой группы, теоретически, может обеспечить сохранение около 3/4 охраняемых биотопов. ИДО «D3» имеют 8 заказников с общей площадью 338 437 га. Средняя площадь охраняемых лесных биотопов в заказниках этой группы составляет несколько более 22% от площади заказника. И один заказник имеет ИДО «D4». Заказники с ИДО «D3» - «D4» это единственная группа заказников, где ИДО, теоретически, может обеспечить сохранение лесных биотопов. Однако, как указывалось выше, у группы с ИДО «D» дополнительный режим охраны может быть разным. Дополнительный анализ показывает, что для 14 заказников с общей площадью 267 736,0 га ИДО «D» по содержанию режимов охраны соответствует ИДО «В» / ИДО «С», то есть положением о заказнике запрещены полосно-постепенные РГП или все РГП, а также все РГП плюс рубки обновления и/или переформирования ландшафта на отдельных участках. Независимо от того, какая площадь в заказниках этой группы, охвачена дополнительными ограничениями и запретами, их режим не обеспечивает сохранение охраняемых биотопов. Интегрированный ИДО, для заказников этой группы, будет соответствовать «DВ» («D1В», «D2В» «D3В» и тд.) и «DC».
Рисунок 4. Число и площадь республиканских заказников в группе c ИДО D в зависимости от режима охраны.
Для 20 заказников, с общей площадью 436 307,0 га ИДО «D» по содержанию режимов охраны соответсвует ИДО «А», то есть положением о заказнике, запрещены все виды рубок, в том числе с исключениями (см. выше) на отдельных участках заказника. Для данной группы интегрированный ИДО будет соответствовать «DА» («D1А», «D2А» «D3А» и тд.). Девять заказники этой группы, с общей площадью 176 389 га имеют ИДО «D1А», в то время как, в среднем, площадь лесных биотопов в этой группе (ИДО «DА1» - «DА3») заказников составляет около 27% от площади заказника. ИДО «D2А» - имеют 5 заказников с общей площадью 52 161,0 га. ИДО «D3А» имеют 5 заказников с общей площадью 207 756,0 га. То есть лишь для 5 заказников из 54 (или 25,5% от площади рассматриваемой группы заказников) Положение о заказнике, теоретически, может обеспечить сохранение охраняемых биотопов. Почему я использую оборот «теоретически может обеспечить»? Потому что, эффективными эти ограничения и запреты, для обеспечения сохранения лесных, биотопов будут только в том случае, если участки на которых они установлены, совпадают с реально существующими участками лесов соответствующих критериям типичных и редких биотопов.
Выводы и предложения.
Несмотря на то, что в данной работе представлены усредненные данные для модельной группы республиканских заказников, эти результаты, являются вполне репрезентативными и позволяют нам оценить в целом эффективность природоохранного режима республиканских заказников для сохранения редких биотопов.
Существующий природоохранный режим республиканских заказников лишь для ¼ из них теоретически, и в определенной степени, может, обеспечить сохранение редких и типичных биотопов. В то время как для ¾ республиканских заказников действующие природоохранные режимы не обеспечивают сохранение типичных и редких биотопов.
Предложенная методика как непосредственно, так и используя различные ее модификации, позволяет, достаточно точно оценить эффективность природоохранного режима любой ООПТ, в различных его аспектах.
В настоящее время, в рамках действующего законодательства, в подавляющем большинстве случаев, даже в границах республиканских заказников обеспечить сохранение охраняемых биотопов возможно только в рамках проведения дополнительной инвентаризации, их выявления и передачи под охрану, в соответствии с действующим законодательством. Этот путь длительный и очень трудоемкий. Для качественного обследования всех заказников потребуется не одно десятилетие. За этот период значительная часть биотопов в их границах будет уничтожена либо нарушена.
-
болотным и пойменным типам леса (ДМ, БАГ, ОС, СФ, ОС-ТР, ТАВ, ЛУГ, ПР-ТР, ПР-ПМ, ЗЛ-ПМ,ОЛ-ПМ, ЯС-ПМ, Ш-ПМ, П, БОЛ-ПАП, КАС, ИВ) независимо от их возраста;
-
ельникам и соснякам старше 100 лет (ВЕР, БР, МШ, ЧЕР, ДМ, ОРЛ, КИС, СН, КР, ПАП типов леса), березнякам и осинникам старше 70 лет (МШ, ОРЛ, ЧЕР, ДМ типов леса), осинникам и черноольшаникам старше 70 лет (КИС, СН, КР, ПАП типов леса) I и II геоботанических подзон;
-
широколиственным лесам старше 100 лет (КИС, СН, КР, ПАП, ОР, ЧЕР типов леса);
-
соснякам лишайниковым старше 60 лет;
-
ельникам, старше 60 лет, всех типов леса, произрастающие за южной границей сплошного распространения ели в Беларуси.
Литература
1. Электронный ресурс: https://ecoportal.gov.by/bioraznoobrazie/osobo-okhranyaemye-territorii/.
2. Об особо охраняемых природных территориях: Закон Республики Беларусь, 15 ноябя 2018 г., No 150-3. – Минск, 2018.
3. Охрана окружающей среды и природопользование. Территории. Растительный мир. Правила выделения и охраны типичных и редких биотопов, типичных и редких ландшафтов = Ахова навакольнага асяроддзя і прыродакарыстанне. Тэрыторыі. Раслінны свет. Правілы вылучення і аховы тыповых і рэдкіх біятопаў, тыповых і рэдкіх ландшафтаў: ТКП 17.12-06-2021 (02120). – Введ. 01.06.21. – Минск: Минприроды, 2021. – 40 с.
4. Emerald Network Barometer [Электронный ресурс] / European Environment Agency. Режим доступа https://natura2000.eea.europa.eu/Emerald. Дата доступа: 30.08.2023.
5. Интеграция принципов Изумрудной сети в систему и схемы охраны окружающей среды на территории Беларуси / Зеленкевич Н.А., [и др.] // Природные ресурсы. – 2022. №1. – С 79 – 92.