Часть 1. Территория дикой природы, национальное и мировое признание природоохранных ценностей Ольман
Ольманские болота последние полгода на слуху! К сожалению, поводом для этого послужили два не самых радостных события – строительство хозяйственной дороги №3 через естественные болота республиканского заказника и крупные пожары. О строительстве дороге и связанных с этим нарушениях законодательства писалось уже много и не раз. На странице (http://brestnatura.org/ru/news/doroga-na-olmanakh-dorogo-unichtozhaet-poslednii-klochok-dikoi-prirody-narushaet-zakonodatelstvo-no-vse-ravno-stroitsia) собрана основная информация по проблеме строительства дороги №3, включая переписку общественных прироодоохранных организаций с госорганами, публикации в СМИ и сответствующие документы.
В этом материале речь пойдет о еще более масштабных нарушениях национального законодательства, допущенных при строительстве пограничной и лесохозяйственной инфраструктуры на территории Ольманских болот в период 2015-2018 гг. Как оказалось, нарушения законодательства в частности положения о заказнике при строительстве дороги №3 - это только вершина айсберга.
Территория дикой природы
До 2015 года на Полесье, на пограничье Беларуси и Украины, существовала огромная территория дикой природы – одна из последних подобных территорий в континентальной Европе! На более чем 200 тысячах га не было ни одной насыпной дороги, крупных каналов, ЛЭП, трубопроводов, не говоря уже о населенных пунктах и прочей застройке (Рис. 1.). Та сеть ухабистых, разбитых, кое-где подсыпанных лесных дорог, вполне вписывалась в естественный рельеф местности. Ольманы оставались территорией по-настоящему ДИКОЙ ПРИРОДЫ. Территорией, не тронутой масштабными мелиорационными преобразованиями, не фрагментированной дорожной, трубопроводной и прочей линейной инфраструктурой – огромное пространство естественных лесоболотных ландшафтов. Территорией, где в течении 2-х, 3-х дней можно было пробираться десятки километров по болотам, песчаным дюнам и минеральным островам, не встретив и не слыша следов современной человеческой цивилизации. Пожалуй, за исключением редких остатков старой военной техники – следов некогда существовавшего здесь военного полигона. Территорией, которую с юга на север пересекала такая же дикая и первобытная река Ствига!
Упреждая возможные комментарии оппонентов, добавлю, что существовавший здесь военный полигон, редкие следы попыток мелиорации столетней давности, как и практикующийся сбор дикоросов (ягод, грибов), отнюдь не уменьшали дикости и первобытности Ольман. Однако по-настоящему понять и почувствовать первобытную дикость Ольман может только тот, кто хотя бы раз побывал на болоте. Нет, не с экскурсией по экотропам или на джип-триале. А пешком с 20-килограммовым рюкзаком за плечами пересек болотный комплекс!
Рис. 1. Пространство дикой природы на Ольманах (тонкая белая линия – граница между Брестской и Гомельской областями; желтая линия – государственная граница; оранжевые линии – существующие автомобильные дороги)
Национальное и мировое признание природоохранных ценностей
Очевидно, не случайно Ольманские болота имеют целый ряд как национальных, так и международных природоохранных статусов (рис. 2).
Ядро территории, центральная часть лесоболотного комплекса, вместе с частью украинского Ровенского заповедника является крупнейшим в Европе лесоболотным трансграничным Рамсарским угодьем, площадь которого составляет 106 937 га Беларусская часть этого Рамсарского угодья имеет статус республиканского ландшафтного заказника и с площадью 94219 га является второй по площади ООПТ в стране, уступая только Национальному парку «Беловежская пуща». Как с беларусской, так и с украинской стороны болота имеет статус территории особого природоохранного значения (ТОПЗ) и территории, важной для птиц (ТВП).
Однако Ольманы в границах Рамсарского угодья – это только часть лесо-болотного комплекса. С северо-запада с Рамсарским угодьем непосредственно граничит ТОПЗ/ТВП «Пойма Львы» - один из крупнейших в стране массивов пойменных ольхово-дубовых-ясеневых лесов (Рис. 2). С юго-востока к Рамсарскому угодью примыкает ТОПЗ «Болото Топило», в состав которой также входит республиканский заказник «Букчанский» и местный заказник «Топиловское». ТОПЗ «Болото Топило» фактически является юго-восточной частью лесо-болотного комплекса (так называемых «Больших Ольман»), отделенный от основного массива в настоящее время дорогой Букча-Дзержинск.
Рис. 2. Существующая система охраняемых природных территорий на Ольманах
На северо-востоке с трансграничным Рамсарским угодьем «Ольманские болота – Переброды» граничит еще одно Рамсарское угодье «Старый Жаден», далее на восток за которым непосредственно начинается Национальный парк «Припятский», также имеющий статус Рамсарского угодья. Таким образом, общая площадь водно-болотных угодий международного значения, фактически образующих здесь единый комплекс, составляет более 211 тыс. га. Подобных размеров лесоболотных Рамсарских угодий в Европе существует еще только 2:
- Lemmenjoki National Park - 285,990 га, Лапландия, Финляндия;
- Кама-Бакалдинские болота- 226,500 га, Нижегородская область, Россия.
Повторюсь, что подобных Ольманам трансграничных болотных Рамсарских угодий в Европе в настоящее время нет! Стоит еще добавить, что все перечисленные выше беларусские и украинская охраняемые территории имеют статус ТОПЗ, а также (кроме «Болота Топило») ТВП.
До 2015 года на протяжении более 100 км болот, шириной от 7 до 45 км, иногда перемежающихся песчаными дюнами и минеральными островами, существовала одна автомобильная дорога. И, как это ни парадоксально, дорога эта расположена на территории национального парка «Припятский». Это дорога Житковичи-Лельчицы.
Часть 2. Уничтожительная инфраструктура!
В настоящее время на Ольманских болотах идет строительство дороги №3 Минлесхоза, по восточной части заказника (рис. 3). Однако дорога №3 - это не единственная новая дорога в заказнике. Что же уже построено на Ольманских болотах?
Рис. 1. Новая дорожная инфраструктура Ольманских болот
Тут следует пояснить, что такое рубеж охраны. Если кратко, то под рубежами охраны понимаются контрольно-следовая полоса (КСП), рокада (ведомственная дорога), полоса местности, предназначенная для оборудования сигнализационного комплекса (системы) заградительного и (или) не заградительного типа, наблюдательная и (или) техническая вышка и оградительный забор. Рубеж на болоте – это высокая насыпь (до нескольких метров) шириной до 20-25 м, по которой проходит дорога, КСП и забор из металлической сетки (фото 1).
Фото. 1-2. Рубеж охраны в процессе строительства, Ольманские болота, 2016 г. (фото Александр Штаненко, источник: https://www.sb.by/articles/merlinskiy-rubezh.html)
Большая часть из этих дорог построена в юго-восточной части Ольман, между дд. Дроздынь-Заболотье-Познань-Дзержинск. Это три дороги Госпогранкомитета и рубеж охраны. Две дороги Минлесхоза (дорога №1 и №2), хотя это фактически одна дорога, рассекающая заказник в меридиональном направлении, дорога условно соединяющая дд. Дзержинск – Теребличи. Следует добавить, что пограничные дороги в большинстве случаев строились по старым лесным дорогам. Однако и они в нескольких местах пересекают открытые болотные участки на протяжении около 1,5 км. И, конечно же, никаких гатей или иных приспособлений для минимизации воздействия дорог на гидрологический режим болота там вы не найдете. Что же касается рубежа, то около половины его протяженности (то есть около 10 км) проходит по болотному массиву. И, конечно же, никаких гатей или иных приспособлений для минимизации воздействия рубежа на гидрологический режим болота там вы также не найдете. Фактически от болотного массива дамбой (а рубеж на болоте - не что иное, как дамба) отрезали около 2000 га, в том числе около 1000 га редких и типичных биотопов.
Фото 3. Примерно так выглядит рубеж охраны на болоте при строительстве (иллюстративное фото).
Что в планах
Однако это не все, что планируется построить на Ольманах. Минлесхоз проектирует еще несколько объектов. Кроме уже построенных дорог (№1-2), строящейся дороги №3, планируется построить еще две дороги - №4 и №5 (Рис. 3). Каждый километр дороги увеличивает фрагметацию лесо-болотного комплекса и ведет к унитожению самой важной и уникальной черты Ольманских болот – единого пространства дикой природы! Кроме того, с трудом верится, что Минлесхоз полностью отказался от идеи строительства пожарных канав на границе с Украиной. Нет уверенности и в том, что Госпогранкомитет не планирует строительства рубежа по границе между дд. Ольманы – Дроздынь (Рис. 3). Если все эти планы будут реализованы, мы безвозвратно потеряем уникальную природную территорию Ольманских болот!
Фото. 4. Весь построенный на Ольманах рубеж охраны. На карте прекрасно видны самые крупные карьеры (большие белые пятна в красных кругах), разрабатываемые при строительстве дорог и рубежа – все они либо незаконны, либо разрабатываются с нарушением законодательства. Однако об этом подробнее в следующем материале…
Часть 3. Ольманы - зона беззакония!
О чем говорит законодательство, требования законодательства
Как при строительстве дорог, так и при строительстве рубежа охраны, на что указывается в Указе Президента РБ № 401 от 07.08.2014 «О развитии и модернизации инфраструктуры Государственной границы Республики Беларусь и приграничной территории», размещение объектов инфраструктуры на особо охраняемых природных территориях и природных территориях, подлежащих специальной охране, осуществляется в порядке, установленном законодательством! То есть никаких процедурных исключений при строительстве дорог Госпогранкомитета и рубежа охраны, как и дорог и каналов Минлесхоза нет. При строительстве всей этой инфраструктуры должны были быть соблюдены все природоохранные и прочие нормативно-правовые акты.
В соответствии с Положением о заказнике «Ольманские болота» (Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12.11.1998 №1737 «Об образовании республиканского ландшафтного заказника "Ольманские болота" (в редакции от 10.04.2014 №341), на территории заказника, среди прочих, запрещается проведение гидромелиоративных и других работ, связанных с изменением естественного ландшафта и существующего гидрологического режима. Строительство зданий и сооружений, линий электропередачи, дорог, прокладка трубопроводов и других инженерных коммуникаций, разработка месторождений общераспространенных полезных ископаемых на территории заказника для внутрихозяйственных нужд осуществляются в соответствии с законодательством Республики Беларусь по согласованию с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь.
И еще один важный документ - ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 18 июля 2017 г. № 5-Т «Об утверждении экологических норм и правил» (далее – ЭкоНиП 17.01.06-001-2017). Данное постановление утверждает и вводит в действие (с 1 октября 2017 г.) экологические нормы и правила ЭкоНиП 17.01.06-001-2017 «Охрана окружающей среды и природопользование. Требования экологической безопасности». Раздел 5 этого постановления посвящен требованиям по охране земель при размещении и эксплуатации внутрихозяйственных карьеров. В соответствии с пунктом 5.1.2 данного документа количество одновременно эксплуатируемых землепользователем (нерекультивированных) внутрихозяйственных карьеров должно быть не более двух. В случае фактического наличия двух и более эксплуатируемых (нерекультивированных) внутрихозяйственных карьеров на момент введения в действие настоящих ЭкоНиП, размещение землепользователем новых внутрихозяйственных карьеров запрещается! А в соответствии с пунктом 5.1.5 в случае фактической площади эксплуатируемого (нерекультивированного) внутрихозяйственного карьера более 1 га на момент введения в действие настоящих ЭкоНиП, отведение новых внутрихозяйственных карьеров землепользователю запрещается.
Ольманы – зона беззакония!
Как оказалось, абсолютное большинство выявленных нарушений природоохранного законодательства на Ольманах связано с разработкой карьеров при строительстве пограничной и лесохозяйственной инфраструктуры в последние 2-3 года.
Трудно сказать на самом деле, сколько карьеров в настоящий момент эксплуатируется в ГЛХУ «Полесский лесхоз». По документам (письмо Столинского РИК от 18.07.2018 №10-340) в период 2016-2018 гг. (т.е по настоящее время) на территории ГЛХУ «Полесский лесхоз» в пределах Столинского района официально было открыто 9 карьеров (см. Документ 1. ниже), в том числе 7 в 2016 году и 2 в 2017 году. Это только карьеры на территории Столинского района. Еще как минимум 2 карьера эксплуатируется при строительстве дороги № 3, на землях ГЛХУ «Полесский лесхоз» в Лельчицком районе. Таким образом, на территории ГЛХУ «Полесский лесхоз» официально в период 2016-2018 гг. открыто 11 карьеров!
Документ 1. Выдержки из письма Столинского РИК от 18.07.2018 №10-340.
Однако кроме упомянутых выше в августе 2018 г. на территории заказника «Ольманские болота» в пределах Столинского района было выявлено не менее 8(!) предположительно незаконных карьеров, которые не упоминаются в официальном письме Столинского РИК.
Это в частности:
- Карьер в кв. 342 выд. 2, координаты: 51°36'43.93"С / 27°20'48.75"В. Карьер расположен в особо охраняемой часть заказника (ОЗУ: Особо охран.части заказников республ.значения). Выдел представляет собой древнеледниковую песчаную дюну, поросшую разреженным сосновым лесом. Данные участки леса соответствует критериям редких биотопов – сосняки лишайниковые. Возраст насаждения 120 лет. Период разработки начало 2017 – 2018 гг. В настоящее время раскопана практически вся дюна, проведена рекультивация (фото 1-3).
Фото 1-3. Незаконный карьер в кв. 342 выд. 2, ГЛХУ «Полесский лесхоз» Вильенское лесничество. Даты съемки соответственно: октябрь 2016 -дюна не нарушена, март 2017 – начало разработки дюны, сентябрь 2018 – дюна полностью раскопана и частично рекультивирована.
- Карьер в кв. 328 предположительно выд. 20, ГЛХУ «Полесский лесхоз» Вильенское лесничество, координаты: 51°37'4.99"С / 27°23'10.67"В. Площадь карьера около 1,5 га, на момент посещения проводилась рекультивация (фото 4-6).
Фото 4. Незаконный карьер. ГЛХУ «Полесский лесхоз» Вильенское лесничество кв. 328 предположительно выд. 20
Фото 5. Рекультивация незаконного карьера. ГЛХУ «Полесский лесхоз» Вильенское лесничество кв. 328 предположительно выд. 20
Фото 6. Рекультивация незаконного карьера. ГЛХУ «Полесский лесхоз» Вильенское лесничество кв. 328 предположительно выд. 20
- Карьер в кв. 333 предположительно выд. 19/22, ГЛХУ «Полеский лесхоз» Вильенское лесничество координаты: 51°36'49.95"С / 27°28'6.79"В. Площадь около 0,5 га (Фото 7).
Фото 7. Источник - Google earth. Незаконный карьер. ГЛХУ «Полесский лесхоз» Вильенское лесничество кв. 333 предположительно выд. 19/22
- Карьер в кв. 125 выд. 20,21, ГЛХУ «Полеский лесхоз» Ствигское лесничество, координаты: 51°50'57.26"С / 27°23'4.14"В. Площадь карьера около 1,2 га, карьер частично рекультивирован. Фото: 8.
Фото 8. «Лунный пейзаж» - нерекультивированный участок, карьера в кв. 125 предположительно выд. 20/21. ГЛХУ «Полесский лесхоз» Ствигское лесничество
Кроме того, для ряда карьеров, имеющих разрешительные документы, отмечено значительное превышение площади, а также отклонение их границ от установленных в соответствии с Решением Столинского РИК. В частности:
- Карьер в кв. 278 выд. 29, ГЛХУ «Полесский лесхоз» Вильенское лесничество. Площадь карьера в соответствии с Решением РИК от 26.07.2016 №1491 – 1 га. По факту площадь карьера около 1,9 га. Карьер располагается в двух кварталах. Часть карьера (предположительно законный) в кв. 278 выд. 20,29 (площадь около 1 га), часть карьера (предположительно незаконный, площадь около 1 га) в кв. 294 выд. 4 (координаты: 51°38'34.76"С / 27°23'31.08"В). Кроме того, данный участок (кв. 294 выд. 4) относится к ОЗУ и представлен сосняком лишайниковым 100 лет. Данный тип леса соответствует критериям редких биотопов – сосняки лишайниковые (Фото 9).
- Карьер в кв. 340 выд. 4 (по факту выд. 2), ГЛХУ «Полесский лесхоз» Вильенское лесничество. Площадь в соответствии с Решением РИК от 19.12.2017 №2415 – 1 га. По факту карьер располагается в двух кварталах (координаты: 51°36'44.92"С / 27°18'36.92"В), по обе стороны рубежа охраны: кв. 340 выд. 2 и кв. 323 выд. 20 площадь более 2 га.
- Карьер в кв. 296 выд. 16, ГЛХУ «Полеский лесхоз» Вильенское лесничество. Подтверждающий документ - Решение РИК от 26.07.2016 №1491. Площадь в соответствии с Решение РИК от 26.07.2016 – 1 га. По факту площадь карьера 2,9 га (координаты: 51°39'29.30"С/ 27°27'59.56"В).
Фото 9. Карьер в кв. 278 выд. 29, ГЛХУ «Полесский лесхоз» Вильенское лесничество. По факту площадь карьера около 1,9 га, то есть превышена почти в двое! В реальности карьер располагается в двух кварталах: кв. 278 выд. 20,29 и кв. 294 выд. 4 – а это отступление от разрешенных границ.
Фото 10. Карьер в кв. 278 выд. 20,29 и кв. 294 выд. 4, ГЛХУ «Полесский лесхоз» Вильенское лесничество. В ходе разработки уничтожен участок песчаной дюны с комплексом биотопов 91ТО Сосняки лишайниковые – 2330 Континентальные дюны (название в Беларуси: травяные и травяно-лишайниковые сообщества на дюнах и нестабильных песках)!
Фото 11. Три карьера, разрабатываемые на Ольманах в период 2017-2018 гг. ГЛХУ «Полесский лесхоз» Вильенское лесничество. Все три незаконные! С лева карьер в кв. 340 выд. 2 / 323 выд. 20, разрабатывается на территории ОЗУ участки леса на легко размываемых и развеваемых почвах. По документам карьер отведен в кв. 340 выд. 4. Справа - карьер в кв. 328 предположительно выд. 20 – разрешительные документы отсутствуют. В центре - карьер в кв. 342 выд. 2 – разрешительные документы отсутствуют, разрабатывался на территории ОЗУ - особо охраняемые части заказников республиканского значения. В результате незаконной разработке песчаная дюна с 120 летним сосняком лишайниковым практически полностью срыта.
Напомню, что в соответствии с ЭкоНиП 17.01.06-001-2017 «Охрана окружающей среды и природопользование. Требования экологической безопасности» в случае фактического наличия двух и более эксплуатируемых (нерекультивированных) внутрихозяйственных карьеров, а также в случае фактической площади эксплуатируемого (нерекультивированного) внутрихозяйственного карьера более 1 га на момент введения в действие настоящих ЭкоНиП, размещение землепользователем новых внутрихозяйственных карьеров запрещается.
- При строительстве дороги №3 - притрассовый резерв №1 кв.114 выд. 8; кв. 102, выд. 30,37,38 Старобукчанское лесничество, площадь более 1 га (фото 12);
- При строительстве дороги №3 притрассовый резерв № 2 кв. 87 выд. 3,6,7 Старобукчанское лесничество, площадь более 1 га (фото 13);
- Карьер в кв. 177 выд. 9 Храпуньское лесничество, Решение РИК от 19.12.2017 №2415, площадь около 0,3 га (фото 14);
- Карьер в кв. 328 предположительно выд. 20 Вильенское лесничество. Разрешительные документы на разработку отсутствуют. В момент посещения проводилась рекультивация, площадь около 1,5 га (фото 4-6,15);
- Карьер в кв. 125 выд. 20,21, Ствигское лесничество, частично рекультивированный карьер, площадь около 1,4 га (фото 16);
- Карьер в кв. 342 выд. 2 Вильенское лесничество. Площадь около 1,3 га. Разрешительные документы на разработку отсутствуют. Выдел является ОЗУ - особо охраняемые части заказников республиканского значения (фото 1-3);
- Карьер в кв. 340 выд. 4 (по факту выд. 2), Вильенское лесничество, координаты: 51°36'43.93"С / 27°20'48.75"В. Площадь в соответствии с Решение РИК от 19.12.2017 №2415 – 1 га. По факту карьер располагается в двух кварталах, по обе стороны рубежа охраны: кв. 340 выд. 2 и кв. 323 выд. 20 площадь около 2 га. Участок в кв. 340 выд. 2 является ОЗУ, представлен сосняком лишайниковым Данный тип леса относятся к редким и типичным биотопам – сосняки лишайниковые (фото 17-20).
- Карьер в кв. 296 выд. 16, ГЛХУ «Полеский лесхоз» Вильенское лесничество (координаты: 51°39'29.30"С/ 27°27'59.56"В). Подтверждающий документ - Решение РИК от 26.07.2016 №1491. Площадь в соответствии с Решение РИК от 26.07.2016 – 1 га, по факту 2,9 га.
Фото 12. карьер. ГЛХУ «Полесский лесхоз» притрасовый резерв №1 (при строительстве дороги №3) кв.114 выд. 8; кв. 102, выд. 30,37,38 Старобукчанское лесничество.
Фото 13. карьер. ГЛХУ «Полесский лесхоз» притрасовый резерв № 2 (при строительстве дороги №3) кв. 87 выд. 3,6,7 Старобукчанское лесничество.
Фото 14. Карьер в кв. 177 выд. 9 Храпуньское лесничество ГЛХУ «Полесский лесхоз».
Фото 15. Карьер в кв. 328 предположительно выд. 20 (предположительно незаконный) Вильенское лесничество, координаты: 51°37'4.99"С / 27°23'10.67"В
Фото 16. Нерекультивированный участок, карьера. ГЛХУ «Полесский лесхоз» Ствигское лесничество кв. 125 предположительно выд. 20/21
Фото 17 (октябрь 2016 г.). Карьер в кв. 340 выд. 4, площадь 1 га (по документам), ГЛХУ «Полесский лесхоз» Вильенское лесничество. По факту кв. 340 выд. 2 и кв. 323 выд. 20 площадь около 2 га. В октябре 2016 г. разработка карьера не начата. Разрешительные документы отсутствуют
Фото 18 (март 2017 г.). Карьер в кв. 340 выд. 4, площадь 1 га (по документам), ГЛХУ «Полесский лесхоз» Вильенское лесничество. По факту кв. 340 выд. 2 и кв. 323 выд. 20 площадь около 2 га. Начало разработки карьера весна 2017 г. Разрешительные документы отсутствуют
Фото 19 (июнь 2017 г.). Карьер в кв. 340 выд. 4, площадь 1 га (по документам), ГЛХУ «Полесский лесхоз» Вильенское лесничество. По факту кв. 340 выд. 2 и кв. 323 выд. 20 площадь около 2 га. Карьер разрабатывается в двух кварталах (по обе стороны рубежа) июнь 2017 г. Разрешительные документы отсутствуют
Фото 20 (сентябрь 2018 г.). Карьер в кв. 340 выд. 4, площадь 1 га (по документам), ГЛХУ «Полесский лесхоз» Вильенское лесничество. По факту кв. 340 выд. 2 и кв. 323 выд. 20 площадь около 2 га. Актуальное состояние разработки карьера - сентябрь 2018 г. Разрешительные документы (Решение Столинского РИК от 19.12.2017 №2415) выданы «задним числом» в декабре 2017 г
И в конце опять вернемся к дороге №3, собственно говоря, с которой и начиналось все это небольшое расследование. Притрассовый резерв №2 (при строительстве дороги №3) разрабатывается с весны 2018 г., то есть после вступления в силу ЭкоНиП 17.01.06-001-2017 (фото 21-23). На тот момент (весна 2018 г) в ГЛХУ «Полесский лесхоз» уже разрабатывалось не менее 6 карьеров с общей площадью более 6 га. Как уже указывалось выше, в соответствии с пунктом 5.1.2 и 5.1.5 ЭкоНиП 17.01.06-001-2017, в данной ситуации (при наличии более 2 разрабатываемых карьеров площадью более 1 га) отведение новых внутрихозяйственных карьеров землепользователю запрещается. Фактически разработка притрассового резерва №2 при строительстве дороги №3 незаконно!
Фото 21-23. Притрассовый резерв № 1-2 (карьер №1-2) при строительстве дороги №3 (кв.114 выд. 8; кв. 102, выд. 30,37,38 Старобукчанское лесничество и кв. кв. 87 выд. 3,6,7 Старобукчанское лесничество). В ноябре 2017 года ведется разработка притрассового резерва №1. на фото - белые пятна в красном кругу южнее). Разработка притрассового резерва №2 еще не начата (на фото красны круг севернее). Апрель 2018 года: разработка притрасового резерва №1 продолжается (на фото большое белое пятно в красном кругу южнее); начата разработка притрассового резерва №2 (на фото маленькое белое пятно в центре красного круга к северу). Сентябрь 2018 года оба карьера (притрассовй резерв №1 и №2 на завершающей стадии разработки (на фото большие белые пятна в красных кругах южнее и севернее).
Резюме.
Резюмируя вышесказанное, стоит отметить, что в настоящее время на территории республиканского заказника «Ольманские болота» ведется добыча песка (либо остаются нерекультивированными) не менее 8 карьеров на общей площади более 10 га! Практически все из них являются незаконными либо разрабатываются с нарушением законодательства.
Необходимо также подчеркнуть, что в последние 2-3 года на территории республиканского заказника «Ольманские болота» при строительстве пограничной и иной дорожной инфраструктуры предположительно незаконно разрабатывалось около 10 карьеров с общей площадью около 20 га.
В ряде случаев разработка карьеров привела к полному уничтожению песчаных дюн (изменению естественного ландшафта) с редкими биотопами.
В ряде случаев карьеры разрабатывались на территории ОЗУ (особо защитных участках).
Разработка притрассового резерва №2 (карьер №2) при строительстве дороги №3 ведется с нарушением законодательства.
По данным материалам подготовлены и направлены соответсвующие письма в компетентные органы (в т.ч. Минприроды, Комитет государственного контроля, Госинспекцию охраны животного и растительного мира, Прокуратуру) с просьбой провести проверку по выявленным фактам.
Для каждого упомянутого выше факта имеются документальные подтверждения (фото, координаты).
На территории заказника, так как он находится в погранполосе, существует пропускной режим, фиксируется каждый факт въезда/выезда и тем более факт проведения строительных работ. Поэтому установить виновных в незаконной добыче песка для компетентных органов не составит труда.
ПС. Все описанные факты были выявлены случайно, в ходе мониторинга мест обитания охраняемых видов. А простые и доступные ресурсы типа Google Earth и др. помогли дополнительно выявить некоторые карьеры и локализовать точные места расположения всех участков. Специального обследования всей территории заказника (более 90 тыс. га) мы не проводили. Поэтому остается догадываться, сколько же еще незаконных карьеров осталось не выявленными!