«Работа с обращениями заинтересованных сторон в сертифицированной FSC группе лесхозов Гомельского ГПЛХО»

Одним из направлений работы Лесной рабочей группы АПБ является общественный мониторинг соблюдения требований природоохранного законодательства, требований FCS, а также Лесного кодекса юридическими лицами, ведущими лесное хозяйство. Мы регулярно осуществляем выборочную проверку сайтов лесохозяйственных учреждений на предмет наличия или отсутствия требуемой информации. В ходе выборочной проверки сайтов нескольких лесхозов обнаружилось, что далеко не все из них соблюдают некоторые статьи Лесного кодекса – основного законодательного акта, касающегося ведения лесного хозяйства в Беларуси.

 

ЛК3.jpg

 

 

В частности, сотрудники забывают о существовании статьи 19 п. 11 и ст. 22 п. 1.8. Приводим их полный текст:

Статья 19. Режим лесопользования в зависимости от категории лесов  п.11. Информация о месте нахождения природоохранных, рекреационно-оздоровительных и защитных лесов, режиме их охраны и использования доводится юридическими лицами, ведущими лесное хозяйство, до всеобщего сведения путем ее размещения на своих официальных сайтах в глобальной компьютерной сети Интернет, в средствах массовой информации, установки информационных знаков, содержащих такую информацию, или иным общедоступным способом.

 

Статья 22. Обязанности юридических лиц, ведущих лесное хозяйство. Юридические лица, ведущие лесное хозяйство, обязаны: 1.8. доводить до всеобщего сведения информацию о месте нахождения участков лесного фонда, на которых установлены ограничения и запреты, режиме их охраны и использования путем ее размещения на своих официальных сайтах в глобальной компьютерной сети Интернет, в средствах массовой информации, установки информационных знаков, содержащих такую информацию, или иным общедоступным способом;

 

По этой причине еще в мае месяце мы выслали письма с указанием на отсутствие необходимой информации и просьбой устранить данные нарушения Лесного кодекса Рогачевскому, Буда-Кошелевскому, Октябрьскому, Светлогорскому и Жлобинскому лесхозам, расположенным в Гомельской области. Также вышеперечисленные лесхозы были уведомлены о необходимости добавить на веб-сайты иную недостающую информацию, требуемую в соответствии с правилами FSC (Forest Stewardship Council).

fscgd_750x450_cropped_auto_1431526481_image.png

В итоге 4 из 5 вышеперечисленных лесхозов полностью или частично выполнили требования законодательства и FSC. При этом 2 из 5 лесхозов консультировались с нами по содержанию информации.

 

В частность сотрудники Буда-Кошелевского лесхоза были открыты к сотрудничеству с НГО и неоднократно обращались к нам по поводу данного вопроса. Теперь на сайте лесхоза появилась информация о репрезентативных участках и ЛВПЦ. Надеемся, в скором времени появятся и результаты мониторинга, и информация о режиме охраны и использования участков лесного фонда, на которых установлены запреты и ограничения.

Рогачевский лесхоз добавил всю указанную в письме информацию, кроме данных по ЛВПЦ. Что же касается недостающей информации по ЛВПЦ, то нашими совместными усилиями эти вопросы, в ближайшее время, также будут закрыты.

Октябрьский лесхоз добавил информацию про участки, на которых установлены ограничения и запреты, режиме их охраны и использования. Но также все еще нет данных по ЛВПЦ и результатам мониторинга.

Светлогорский лесхоз разместил информацию о местах нахождения участков лесного фонда, на которых установлены ограничения и запреты, в том числе и репрезентативных участках, выделяемых по правилам FSC, но забыл уточнить их режим охраны и использования, результаты мониторинга и информацию о ЛВПЦ. На сайте Жлобинского лесхоза никаких изменений мы не обнаружили.

 

Грусный на пеньке.jpeg

Источник фото: https://ruposters-a.akamaihd.net/newslead/3/3c3050bc3a147ac5d1a5fce9702322de.jpg

 

1 из 5 лесхозов не добавил никаких данных на свой сайт

 

К сожалению, на сайтах всех лесхозов, кроме Рогачевского, информация про лесоустроительный проект представлена в крайне сжатом виде и должна быть дополнена.

Хотим также отметить, что лесхозы не привыкли давать обратную связь, да и вообще контактировать с НГО. Так, никто, кроме Буда-Кошелевского и Рогачевского лесхозов, не связывался с нами, и ни один лесхоз не выслал официальный ответ на отправленные обращения, что, кстати, является нарушением уже Закона «Об обращениях граждан и юридических лиц». И даже после неоднократных звонков и напоминаний Октябрьский и Светлогорский лесхозы проигнорировали письма, хотя и добавили некоторую информацию на веб-сайты, о чем мы узнали в процессе написания данной заметки, а Жлобинский лесхоз после нескольких звонков директору выслал ответ не по существу, нарушая сроки, указанные в законодательстве, но информацию на сайт так и не добавил.

Очевидно, что большинство лесхозов данной группы, несмотря на то что обладают сертификатом FSC уже не первый год, так и не научились вести лесное хозяйство открыто и с учетом мнения заинтересованных сторон, как того требует лесная сертификация. Кроме того, многие не вполне владеют требованиями Лесного кодекса – главного документа в плане ведения лесного хозяйства в нашей стране. И более того, многие откровенно нарушают законодательство, провоцируя конфликтные ситуации, вместо того, чтобы, прислушаться к подсказкам с нашей стороны и выполнить требования законодательства и FSC.

Стоит также положительно отметить те лесхозы (Рогачевский и Буда-Кошелевский), которые открыты и готовы к сотрудничеству с НГО для улучшения практики ведения лесного хозяйства на своей территории.

Мы, Лесная рабочая группа АПБ, отнюдь не стремимся к созданию конфликтных ситуаций, и всегда готовы помочь в устранении тех или иных существующих недоработок и недостатков как в сфере требования национального законодательства, так и требования стандартов FSC. Вместе с тем, продолжая мониторить соблюдения требований национального законодательства и FSC, мы в первую очередь при выявлении нарушений обращаемся к лесхозам для того, чтобы решить возникшие проблемные вопросы непосредственно с учреждением. И только в случае категорического нежелания или игнорирования предоставленной нами информации могут быть применены процедуры жалоб.

В заключении хотелось бы напомнить, что официальные сайты любого юридического лица, ведущего лесное хозяйство, обязаны содержать информацию о месте нахождения участков лесного фонда, на которых установлены ограничения и запреты, в том числе информацию о природоохранных, рекреационно-оздоровительных и защитных лесов, режиме их охраны и использования.

А на веб-сайтах лесохозяйственных учреждений, имеющих сертификат FSC, должны содержаться:

Краткое изложение основных пунктов плана управления, включая положения, перечисленные в пункте 7.1 (Критерий 7.4). В Критерии 7.1 содержится довольно детальный перечень той информации которая должна быть доступна для общественности. Это и описание лесных ресурсов, которые находятся в лесоуправлении; экологических ограничений, социально-экономических условий, а также краткая характеристика прилегающих территорий; обоснование расчетной лесосеки и выбора пород для заготовки; планы выявления и взятия под охрану редких, находящихся под угрозой исчезновения и исчезающих видов; карты с обозначением лесосырьевой базы лесного насаждения, карты с указанием планируемых лесохозяйственных мероприятий и др. Фактически большая часть этих материалов, включая картографические, содержится в лесоустроительном проекте, а также в различных приложениях к нему.

Краткий отчет о результатах мониторинга отдельных показателей, включая показатели, перечисленные в пункте 8.2. (Критерий 8.5)

Результаты мониторинга редких видов и ЛВПЦ (Критерий 8.5)

Информация о мероприятиях и мерах охраны в ЛВПЦ (Критерий 9.3)