«Сохранит ли сертификат группа лесхозов Брестского ГПЛХО?»

В настоящее время в одной из групп лесхозов Брестского ГПЛХО (Малоритский, Кобринский, Дрогичинский лесхозы) проходит переоценка по системе лесной сертификации FSC. Переоценка означает, что в процессе аудита должны быть проверены все критерии и индикаторы стандарта. Так уж сложилось, что ЛРГ уделяет особое внимание одному из лесхозов данной группы – Малоритскому. Мы провели общественный аудит Малоритского лесхоза с целью проверить, как лесхоз соблюдает национальной законодательство и требования FSC. Результаты нас сильно удивили!

 

Все указанные нарушения имеют место быть!

В ходе общественного аудита наши специалисты выявили множество нарушений требований FSC, а также нарушения требований национального законодательства. Учитывая, что по абсолютному большинству выявленных фактов имеются документальные доказательства, лесхоз согласился с нашими выводами и подтвердил факт наличия нарушений по около 30 индикаторам и критериям FSC. Целый ряд нарушений являются не просто повторными, а системными! Т.е. повторяются из года в год по меньшей мере последние 3 года. Как в таком случае лесхоз все это время сохраняет сертификат - этот вопрос лучше задать сертифицирующей компании SGS. Но обо всем по порядку.

В ходе общественного аудита мы проверяли соблюдение режимов охраны редких видов, репрезентативных участков, ООПТ и др. В течение марта-октября 2019 г. детально изучали сайт предприятия, предоставленную документацию, неоднократно общались с сотрудниками лесхоза, обращая их внимание на выявляемые нарушения. К сожалению, за прошедшие полгода лесхоз не предпринял каких-либо действий по исправлению нарушений. Обзор всех тридцати (!) несоответствий может показаться вам скучным, поэтому мы остановимся на самых очевидных и вопиющих. Подробно со всеми фактами вы можете ознакомиться в приложении по ссылке.

 

Как всегда, проблема с информацией

И начнем с традиционных для лесхозов, сертифицированных SGS, нарушений. Это Критерий 7.4., где указано - учитывая конфиденциальность информации, предприятие доводит до сведения общественности краткое изложение основных пунктов плана управления, включая положения, перечисленные в пункте 7.1. Напомню кратко, что в критерии 7.1 содержится довольно детальный перечень той информации, которая должна быть доступна для общественности. Это:

- описание лесных ресурсов, которые находятся в лесоуправлении;

- описание экологических ограничений, социально-экономических условий, а также краткая характеристика прилегающих территорий;

- обоснование расчетной лесосеки и выбора пород для заготовки;

- планы выявления и взятия под охрану редких, находящихся под угрозой исчезновения и исчезающих видов;

- карты с обозначением лесосырьевой базы лесного насаждения, карты с указанием планируемых лесохозяйственных мероприятий и др.

Собственно, проверить наличие этой информации можно прямо сейчас: http://maloritales.by/. И хотя некоторая информация там уже появилась, до полного перечня еще далеко. Фактически все эти материалы (ну или их большинство) содержатся в лесоустроительном проекте, а также в различных приложениях, включая картографические. Ранее данной группе лесхозов нарушение по данному индикатору уже выставлялось. 

Как во многих других случаях лесхозы этой группы забыли о существовании статьи 19 п. 11 и ст. 22 п. 1.8 Лесного кодекса. Приводим их полный текст:

 

Статья 19. Режим лесопользования в зависимости от категории лесов п.11. Информация о месте нахождения природоохранных, рекреационно-оздоровительных и защитных лесов, режиме их охраны и использования доводится юридическими лицами, ведущими лесное хозяйстводо всеобщего сведения путем ее размещения на своих официальных сайтах в глобальной компьютерной сети Интернет, в средствах массовой информации, установки информационных знаков, содержащих такую информацию, или иным общедоступным способом.
 Статья 22. Обязанности юридических лиц, ведущих лесное хозяйство. Юридические лица, ведущие лесное хозяйство, обязаны: 1.8. доводить до всеобщего сведения информацию о месте нахождения участков лесного фонда, на которых установлены ограничения и запреты, режиме их охраны и использования путем ее размещения на своих официальных сайтах в глобальной компьютерной сети Интернет, в средствах массовой информации, установки информационных знаков, содержащих такую информацию, или иным общедоступным способом;

В лучшем случае лесхозы размещают на своих сайтах информацию о ООПТ? забывая о рекреационно-оздоровительных и защитных лесах, режиме их охраны и использования.

 

Рубка в МО хохлатки и дятла Кобрин.JPG

Фото 1. Сплошная рубка главного пользования ГОЛХУ "Кобринский опытный лесхоз" 2018 г. Ранее здесь было место обитания белоспинного дятла и место произрастания хохлатки полой, оба вида включены в Красную книгу Беларуси.

 

Рубят, где хотят

Следующее нарушение является системным, то есть отмечается регулярно из года в год. Это нарушение индикатора 6.2.4. охрана редких и угрожаемых видов. В частности, в 2016 году аудиторы установили факт проведения сплошной рубки главного пользования в переданном под охрану местообитании орешниковой сони. В соответствии с Решением № 707 Кобринского райисполкома данный вид рубки в местообитании орешниковой сони запрещен. За данное нарушение аудиторами было выставлено незначительное несоответствие со сроком исправления 1 год. Но спустя год уже другой лесхоз – Малоритский - проводит запрещенную рубку и вновь в переданном под охрану место обитании орешниковой сони. В связи с этим группе лесхозов выставляется значительное несоответствие со сроком исправления 3 месяца. И спустя 3 месяца (в конце ноября 2017 года), после применения корректирующих мер, данное несоответствие закрывается. Однако уже в следующем 2018 году Кобринским лесхозом проводится сплошная рубка в местообитании белоспинного дятла и хохлатки полой – видов, включенных в Красную книгу Беларуси. И хотя данные места обитания еще не переданы официально под охрану, лесхоз о их наличии был уведомлен и согласовал их передачу под охрану еще в 2016 году. Но и это еще не все. В 2019 году Малоритский лесхоз также вновь проводит запрещенную рубку в переданном под охрану местообитании филина. Таким образом, лесхозы данной группы в течении 5-ти летнего периода ежегодно (2016-2019 гг.) проводили запрещенные виды рубок в местах обитания охраняемых видов. Дважды лесхозам за данные действия выставлялись несоответствия, в том числе значительное. Но тем не менее, лесхозы продолжали нарушать данные индикаторы. О данных нарушениях мы сообщили аудиторской компании, а также в Прокуратуру.

 

Рубка в местообитании филина.jpg

Фото 2. Сплошная рубка главного пользования в местообитании филина ГЛХУ "Малоритский лесхоз" 2019 год.

 

Следующее системное нарушение: рубки в репрезентативных участках. Малоритский лесхоз в 2015 году обратился к нам (БОО АПБ) с просьбой помочь выделить репрезентативные участки. Что и было сделано (безвозмездно), а лесхоз согласовал данные участки и обязался не проводить рубки. И по началу так и было. Однако уже с 2016 года лесхоз регулярно проводит в репрезентативных участках различного вида рубки. В том числе: сплошные и выборочные санитарные, проходные, уборку захламленности. Более того, лесхоз регулярно в письменном виде декларирует соблюдение необходимого режима (запрета всех видов рубок) в репрезентативных участках, а по факту тут же нарушает свои обязательства. Кроме того, лесхоз так и не нанес выделенные репрезентативные участки на карты, как того требует стандарт, и несмотря на то, что несоответствие по данному требованию ранее уже выставлялось.

 

Рубка в репрезентативных участках.jpg

Фото 3. Сплошная санитарная рубка в репрезентативном участке - ГЛХУ "Малоритский лесхоз" - классический пример приисковой рубки. Даже по таксационному описанию доля лиственные породы в данном выделе составляет 30% древостоя, а по факту до 50%. Однако под санитарку по короеду пошли и все лиственные деревья. 

 

Рубка в репрезентативных кв. 71 выд 3.jpg

Фото 4. Еще один пример "сохранения" репрезентативного участка. Сплошная санитарная рубка по "сосновым короедам". Несмотря на то что сосна в древостое составляет только 60%, 10% ель и около 30% лиственные породы, все вырублено под 0, в том числе и богатый подрост и подлесок. Не оставлены ни деревья для биоразнообразия, ни сухостой ни каких либо других элементов биоразнообразия. Здесь, по нашему мнению, нарушен целый ряд индикаторов FSC.

 

ЛВПЦ, мониторинг – а что это?

 Следующая группа нарушений – это собственно мониторинг (Критерии 8.1, 8.2 и 9.4) и доступная для общественности информация по мониторингу (8.5.1). Ряд индикаторов FSC, во-первых, требует от лесхоза проводить мониторинг (местообитаний охраняемых видов, ЛВПЦ, других показателей), во-вторых, размещать данную информацию в местах доступных для общественности и, в частности, на сайте предприятия. Следует отметить, что на сайте всех трех лесхозов и сейчас вовсе отсутствует информация о мониторинге ЛВПЦ, редких видов и других параметров. А ведь она должна публиковаться ежегодно! Несоответствия по индикаторам, касающимся мониторинга ранее данной группе лесхозов также уже выставлялись. 

Что же касается ЛВПЦ, то на сайте всех трех лесхозов такая аббревиатура или ее расшифровка вообще отсутствует.

Более подробно о выявленных в ходе нашей проверки нарушениях требований FSC, а также с дополнительными документами можно ознакомиться здесь: