«ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СУЩЕСТВУЮЩИХ ПРИРОДООХРАННЫХ РЕЖИМОВ ООПТ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ ОБЪЕКТОВ ИЗУМРУДНОЙ СЕТИ»

(Материалы научно-практической конференции «Заповедное дело в Беларуси», 1 - 3 ноября 2023 г. в Минск)

 

В настоящее время в Беларуси существует и развивается национальная система особо охраняемых природных территорий (далее ООПТ). Площадь ООПТ занимает 1 889,3 тыс. га (9,1%) от площади страны [1].  Кроме того, в стране, в соответствии с национальным законодательством и международными договорами, стороной которых является Беларусь, существует ряд международных охраняемых природных территорий (далее ОПТ). До недавнего времени, наибольшую площадь, из международных ОПТ, занимали объекты Изумрудной сети – территории особой природоохранной значимости (далее ТОПЗ). Общая площадь утвержденных (Adopted sites) ТОПЗ составляет 2 320,9 тыс. га (11,2% от площади страны) [2]. Кроме того 7 ТОПЗ имели статус кандидатов (Candidate sites) и 15 ТОПЗ являются объектами, предложенными для включения в сеть (Proposed sites) [2]. Общая площадь всех типов объектов Изумрудной сети (Adopted sites + Candidate sites + Proposed sites) составляет более 2 625,0 тыс. га или 12,7% от общей площади страны [2]. Это делает Изумрудную сеть наиболее крупной и территориально развитой системой ОПТ в стране*. Изумрудная сеть включала в свой состав более 80% всех иных форм и типов ОПТ, существующих на территории Беларуси, как национальных, так и международных, и таким образом, являлась наиболее репрезентативной и полной системой ОПТ в Беларуси.

 

Изумрудная сеть РБ.jpg

Рисунок 1. Изумрудная сеть Беларуси на 2023 год (Источник: https://naturedatabelarus.botanik.uni-greifswald.de/ru/maps)

 

Ключевым требованием при охране ТОПЗ является долгосрочное сохранение объектов охраны (видов и биотопов) требующих специальных мер охраны и указанных в Резолюциях № 4 (1996) и № 6 (1998) Постоянного комитета Бернской конвенции [3]. Основными принципами и подходами при обеспечении сохранения объектов охраны Изумрудной сети является организация управления ТОПЗ. Однако в данном случае контекст, «управление ТОПЗ» в первую очередь означает осуществление необходимых активных или пассивных мер по сохранению, которые необходимы для поддержания или увеличения популяций видов или площади и качества биотопов [3]. В ряде случаев, особенно для лесных видов, чувствительных к любому беспокойству, и лесных биотопов, ключевыми мерами по сохранению являются пассивные меры охраны. Суть таких мер – установление ограничений и запретов на реализацию деятельности, негативно влияющей на состояние видов и биотопов. Стоит отметить, что ключевые требования сохранения природных ценностей (видов и биотопов), охраняемых в рамках Изумрудной сети, в целом созвучны таковым в отношении национальных ООПТ. В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об особо охраняемых природных территориях» (далее Закон о ООПТ) [4] наличие типичных и редких биотопов, а также охраняемых видов являются одними из ключевых критериев при создании ООПТ. Таким образом, логично предположить, что и в контексте целей и задач функционирования ООПТ, сохранение биотопов и охраняемых видов является одним из ключевых приоритетов любого заповедника, национального парка или заказника.

 

* - В 2023 году Беларусь вышла из Бернской конвенции об охране дикой фауны и флоры и природных сред обитания, соответственно, как таковой, Изумрудной сети в нашей стране уже не существует. 

 

Главной глобальной целью Изумрудной сети является стремление к обеспечению так называемого благоприятного статуса охраны (favourable conservation status) для объектов охраны, с целью сохранения которых создана территория [3]. Это значит, что состояние объектов охраны в пределах ТОПЗ, как минимум, не должно ухудшаться. Это требование также вполне справедливо для национальных ООПТ. Стоит пояснить суть данного требования, на конкретном примере. Например, если в пределах территории ТОПЗ и заказника «Хмелевка», площадь биотопа «Неморальные широколиственные леса с грабом» составляет 200 га, то площадь данного биотопа не должна уменьшаться, равно как и не должны ухудшаться специфические характеристики структуры данного биотопа. Соответственно, для данной территории, в пределах данного типа биотопа должны быть запрещены все виды сплошных или иных рубок, которые могут привести к уменьшению площади биотопа. Однако, запрета сплошных рубок недостаточно для сохранения данного типа биотопа. Важнейшими критериями при его выделении (впрочем, как и большинства других биотопов лесов) является наличие мертвой древесины, сухостойных и дуплистых деревьев, крупных перестойных деревьев и др. Значит, необходим также запрет других виды рубок, которые могут повлиять на специфические параметры структуры биотопа, перечисленные выше. Таким образом, для сохранения биотопа «Неморальные широколиственные леса с грабом», как и других лесных типов биотопов, не достаточно запретить сплошные или даже все виды рубок главного пользования. Должны быть запрещены также очистка леса от захламленности, выборочные санитарные рубки, рубки формирования (переформирования), рубки обновления и т.д., проведение которых может негативно повлиять на специфические параметры структуры биотопа. Фактически, должны быть запрещены все виды рубок. Данное требование в полной мере отражено в актуальной версии ТКП [5]. Таким образом, для обеспечения эффективного сохранения биотопа «Неморальные широколиственные леса с грабом», как впрочем, и большинства других типов биотопов лесов, в пределах ООПТ, необходим либо запрет на все виды рубок для всей территории ООПТ, либо проведение детальной инвентаризации территории ООПТ, выделение и передача под охрану биотопов, с установлением режима охраны в соответствии с ТКП [5].

В данном случае мы рассмотрели гипотетическую ситуацию. Теперь рассмотрим несколько конкретных примеров реально существующих ООПТ с действующими природоохранными режимами и оценим, в какой степени действующий природоохранный режим обеспечивает сохранение лесных биотопов, охраняемых как в рамках Изумрудной сети, так и в соответствии с национальным законодательством.

Пример 1. ТОПЗ Хованщина  (Site Code: BY0000042). В пределах ООПТ (заказник местного значения) находится 62% территории ТОПЗ Хованщина. Для данной территории, в соответствии с SDF (Standard Data Form) [7, 8] выделено более 6000 га биотопов лесов. Для сохранения биотопов лесов, в соответствии с ТКП [5]  необходим запрет всех видов рубок. Для заказника Хованщина на всей территории запрещены только сплошные рубки главного пользования. Другие виды рубок, которые приводят к нарушению и/или уничтожению биотопов лесов и мест обитания видов, запрещены только на площади около 3-5% территории заказника [9]. Фактически, в рамках существующего природоохранного режима заказника, охраной охвачено не более 5% биотопов лесов. Для 95% биотопов лесов существует угроза деградации вследствие вырубки.

Пример 2. ТОПЗ Чечерский (Site Code: BY0000138). В пределах ООПТ (заказник местного значения) находится 100% территории ТОПЗ Чечерский. Для данной территории, в соответствии с SDF [7, 8] выделено более 5000 га биотопов лесов. Для сохранения биотопов лесов необходим запрет всех видов рубок [5]. Для заказника Чечерский на всей территории запрещены только сплошные рубки главного пользования, а также на около 1% территории – все виды рубок, кроме сплошных санитарных [10]. Фактически, в рамках существующего природоохранного режима заказника, охраной охвачено не более 1% биотопов лесов. Для 99% биотопов лесов существует угроза деградации вследствие вырубки.

Пример 3. ТОПЗ Бабиновичский  (Site Code: BY0000088). В пределах ООПТ (республиканский заказник) находится 92% территории ТОПЗ Бабиновичский. Для данной территории, в соответствии с SDF [7, 8] выделено более 8000 га биотопов лесов. Для сохранения биотопов лесов необходим запрет всех видов рубок [5]. Для заказника Бабиновичский на всей территории запрещены только сплошные и полосно-постепенные рубки главного пользования [11]. Фактически, в рамках существующего природоохранного режима заказника невозможно обеспечить охрану биотопов лесов. Для любого участка биотопов лесов существует угроза вырубки. Дополнительно, для части территории Лиозненского района, и части территории заказника, выделены и переданы под охрану типичные и редкие биотопы [12]. Однако их общая площадь составляет менее 300 га [12], что составляет менее 4% от общей площади лесных биотопов в заказнике и ТОПЗ Бабиновичский.

Пример 4. ТОПЗ Припятский  (Site Code: BY0000007). В пределах ООПТ (национальный парк) находится 97% территории ТОПЗ Припятский. Для данной территории, в соответствии с SDF [7 8], выделено более 8000 га биотопа «Неморальные широколиственные леса с грабом». Для сохранения данного типа биотопа необходим запрет всех видов рубок, включая уборку захламленности, выборочные санитарные рубки (ВСР) и др. В тоже время, уборка захламленности, ВСР и некоторые другие виды рубок не запрещены на всей территории НП за исключением заповедной зоны [4,13]. Однако в заповедной зоне находится только около 10% широколиственных лесов. Таким образом, на более чем 90% площади биотопа «Неморальные широколиственные леса с грабом» могут быть проведены такие мероприятия, как уборка захламленности, ВСР и некоторые другие виды рубок. Рубки уборки захламленности в национальном парке проводятся с высокой степенью интенсивности. Выбираемый запас древесины, в соответствии с актуальным лесоустроительным проектом, составляет около 40% [14]. В соответствии с актуальным лесоустроительным проектом [14] проектируемая ежегодная площадь проведения рубок уборки захламленности в твердолиственных насаждениях составляет 632 га. Таким образом, с учетом того, что реальная площадь биотопа «Неморальные широколиственные леса с грабом» на территории НП не превышает 3 - 5 тыс. га, ежегодная потеря площади данного типа биотопа может составить более 10%. При сохранении действующего для данного ООПТ режима охраны, в течение ревизионного периода (10 лет), различного вида рубками может быть охвачено от 50 до 100% биотопа «Неморальные широколиственные леса с грабом», а также биотопа «Пойменные дубравы». Фактически, в рамках действующего природоохранного режима национального парка, невозможно обеспечить сохранение данных типов биотопов лесов.

 

Заповедная зона и биотопы НПП.jpg

Рисунок 2. Более 90% типичных и редких биотопов лесов НП "Припятский", подлежащих охране, находятся вне заповедной зоны. (Источник: ПУ НПП "Припятский", 2023). Заповедная зона выделена красными кварталами.

 

Согласно Закону о ООПТ, для всех видов ООПТ, запрещены только сплошные рубки главного пользования (далее РГП) [4]. Другие ограничения для заказников могут устанавливаться в соответствии с Положением о заказнике [4]. Согласно Положениям заказников, в границах лесного фонда Минлесхоза, запрет на проведение всех видов РГП на всей территории заказника установлен только в 49 заказниках на площади 31 210,4 га (2,7% от общей площади заказников) [15]. Кроме того, для части заказников их Положениями установлены дополнительные запреты на проведение всех видов РГП на отдельных участках. Однако, общая площадь запрета всех видов РГП для тех ООПТ, где Положением такие запреты устанавливаются, редко превышает 5-10% от территории ООПТ. Это же касается и других видов рубок. Таким образом, для более чем 85% территории заказников, ограничения по рубкам главного пользования (кроме сплошных) и другим видам рубок не установлены. Это означает, как показали примеры выше, что фактически существующий актуальный природоохранный режим большей части заказников (не менее 80-85%) а также национальных парков (см., Припятский) не обеспечивает сохранения природных ценностей данных территорий, в частности охраняемых биотопов, без дополнительной инвентаризации и установления дополнительного природоохранного режима. Это касается также и большинства охраняемых лесных видов птиц (соколообразные, совы, дятлы и др.) и ряда других видов охраняемых животных. В еще большей степени, это актуально для территорий ТОПЗ вне ООПТ. Ввиду того, что наличие национального природоохранного статуса у ТОПЗ не обеспечивает сохранения видов и биотопов в пределах этих территорий, тем более этого нет для ТОПЗ, которые не обладают национальным статусом ООПТ. В итоге, в настоящее время, лишь проведение дополнительной инвентаризации, выявление и передача под охрану в соответствии с действующим законодательством, охраняемых видов и биотопов, обеспечивает для этих природных ценностей действительно эффективный природоохранный режим, как вне ООПТ, так и на территории ООПТ.

Исправить данную ситуацию возможно двумя путями. Первый, указанный выше. Это инвентаризация выявление и передача под охрану, охраняемых видов и биотопов. Этот путь длительный и очень трудоемкий. Для качественного обследования всех ООПТ потребуется не одно десятилетие. За этот период значительная часть биотопов и мест обитания охраняемых видов в пределах ООПТ и ТОПЗ попросту будет уничтожена либо нарушена. Другой путь – изменение законодательства. В частности внесение изменений в Закон о ООПТ, в части режима охраны ООПТ. Таковыми изменениями могут быть установление ограничений в отдельных типах и возрастах лесов, в лесах естественного происхождения, на территории заказников и национальных парков. В частности, среди таких ограничений должен быть запрет на проведение всех видов рубок в насаждениях естественного происхождения, в пределах заказников и национальных парков, относящихся к:

  • болотным и пойменным типам леса (ДМ, БАГ, ОС, СФ, ОС-ТР, ТАВ,  ЛУГ, ПР-ТР, ПР-ПМ,ЗЛ-ПМ,ОЛ-ПМ, ЯС-ПМ, Ш-ПМ, П, БОЛ-ПАП, КАС, ИВ);
  • ельникам и соснякам старше 100 лет (ВЕР, БР, МШ, ЧЕР, ДМ, ОРЛ, КИС, СН, КР, ПАП), березнякам и осинникам старше 70 лет  (МШ, ОРЛ, ЧЕР, ДМ), осинникам и черноольшаникам старше 70 лет (КИС, СН, КР, ПАП) I и II геоботанических подзон;
  • широколиственным лесам старше 100 лет (КИС, СН, КР, ПАП, ОР, ЧЕР);
  • соснякам лишайниковым старше 60 лет;
  •  ельникам, старше 60 лет, всех типов леса, произрастающие за южной границей сплошного распространения ели в Беларуси.

 

DSCF0874.JPG

 

Данные ограничения позволят обеспечить сохранение более чем 90% типичных и редких биотопов лесов расположенных в пределах ООПТ и национальных парков, а также обеспечат сохранение мест обитания охраняемых видов связанных с лесными биотопами, без дополнительных мероприятий по их выявлению и передаче под охрану. С экономической точки зрения подобные ограничения не будут иметь существенного отрицательного эффекта, так как затронут не более 3-5% лесов страны. 

 

Список использованных источников

1. Электронный ресурс: https://minpriroda.gov.by/ru/news-ru/view/osobo-oxranjaemye-prirodnye-territorii-belarusi-3963/.

2. Emerald Network Barometer [Электронный ресурс] / European Environment Agency. Режим доступа https://www.coe.int/en/web/bern-convention/emerald-network-barometer. Дата доступа: 30.08.2023.

3. Bern Convention Secretariat (2014). Towards management of Emerald sites: guidance document. Document T-PVS/PA (2014) 8 prepared by Otars Opermanis for Group of Experts on Protected Areas and Ecological Networks, Strasbourg, 11-12 September 2014. Available online at: https://rm.coe.int/1680746324

4. Об особо охраняемых природных территориях: Закон Республики Беларусь, 15 ноябя 2018 г., No 150-3. – Минск, 2018.

5. Охрана окружающей среды и природопользование. Территории. Растительный мир. Правила выделения и охраны
типичных и редких биотопов, типичных и редких ландшафтов = Ахова навакольнага асяроддзя і прыродакарыстанне. Тэрыторыі. Раслінны свет. Правілы вылучення і аховы тыповых і рэдкіх біятопаў, тыповых і рэдкіх ландшафтаў: ТКП 17.12-06-2021 (02120). – Введ. 01.06.21. – Минск: Минприроды, 2021. – 40 с.

7. Emerald Network – General Viewer [Электронный ресурс] / European Environment Agency. Режим доступа https://emerald.eea.europa.eu/. Дата доступа: 30.08.2023.

8. Интеграция принципов Изумрудной сети в систему и схемы охраны окружающей среды на территории Беларуси / Н.А. Зеленкевич.,  [и др.] // Природные ресурсы. – 2022. №1. – С 79 – 92.

9. О биологическом заказнике местного значения «Хованщина»: Решение Березовского районного исполнительного комитета и Ивацевичского районного исполнительного комитета от 19 декабря 2018 г. № 1633/1555 [Электронный ресурс] // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. Режим доступа: https://pravo.by. – Дата доступа: 15.08.2023.

10. О биологическом заказнике местного значения «Чечерский»: Решение Чечерского районного исполнительного комитета от 24 25.01.2013 № 24 [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://kodeksy-bel.com/print/norm_akt/source-Чечерский райисполком/type-Решение/24-25.01.2013.htm. – Дата доступа: 15.08.2023.

11. О республиканских заказниках: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27.12.2007 N 1833 [Электронный ресурс] // Правовой навигатор Белорусское законодательство (levonevsky.org). Режим доступа: http: parvo.levonevsky.org/ – Дата доступа: 20.08.2023.

12. О передаче под охрану выявленных типичных или редких биотопов: Решение Лиозненского районного исполнительного комитета от 5 апреля 2019 г. № 211. [Электронный ресурс] // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. Режим доступа: https://pravo.by. – Дата доступа: 15.08.2023.

13. Об изменении Указа Президента Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 18 мая 2017 г. № 175 [Электронный ресурс] // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. Режим доступа: https://pravo.by. – Дата доступа: 15.08.2023.

14. Лесоустроительный проект Государственного природоохранного учреждения «Национальный парк «ПРИПЯТСКИЙ» Управления делами Президента Республики Беларусь на 2017–2026 гг. / РУП «Белгослес». 1-я Минская лесоустроительная экспедиция». – Минск. 2016. – Пояснительная записка. – 267 с. 

15. Режимы лесопользования ООПТ Минлесхоза / С. И. Минкевич [и др.] // Лесное хозяйство: материалы 86-й научно-технической конференции профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов, Минск, 31 января - 12 февраля 2022 г. - Минск: БГТУ, 2022. – С. 185-187.

16. План управления нациоанльным парком "Прияптский" (заключительный), Минск, 2023 г.

 

Беларусь protected species and biotopes nature protected areas conservation regime Изумрудная сеть Emerald Network